Информация для абитуриентов
ПРИЕМНАЯ КАМПАНИЯ 2024/2025 ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ АБИТУРИЕНТА Правила приема в ЕГТИ на 2024/2025 учебный год Особые права при приеме на обучение Приказы о зачислении (списки зачисленных) Прием на целевое обучение Количество мест для приема по различным условиям поступления в 2024 г. Для поступающих по квоте Россотрудничества Информация об образовательных программах по всем формам и уровням обучения Порядок прохождения вступительных испытаний для всех специальностей Расписание вступительных испытаний и консультаций Учет индивидуальных достижений поступающих Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ОВЗ и инвалидов Минимальные проходные баллы (2024) Презентация ЕГТИ Информация о количестве мест в общежитии для иногородних обучающихся Контакты приёмной комиссии Архив документов приёмной кампании 2022 Конкурсные списки 2024 Списки лиц, подавших документы (2024) «Горячая линия» «Интеробразование» для поступающих из Белгородской области ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРИЁМ 2024

Поздравительная статья В.Г.Бабенко

30.10.2015 | 14:06

В.Г. Бабенко

 

Нам уже (ещё) тридцать…

на юбилейной волне

 

 

Основание института пришлось на конец лета-начало осени 1985-го.

Перестройка, гласность, распад СССР – всё это было впереди. Абсолютному большинству граждан Союза его самоликвидация ещё представлялась полным абсурдом, если не сказать – бредом. Перед праздничными мероприятиями площадь 1905 года украшали огромными портретами членов кремлёвского политбюро. На прохожих взирали утомленные властью морщинистые старцы-вожди. На крышах зданий – надоевшие лозунги «Слава КПСС» и «Народ и партия едины» (люди кто вслух, кто мысленно добавляли: «но ходят в разны магазины»)

В ходе праздничных демонстраций на 7 ноября и 1 Мая артисты свердловских театров выкрикивали, из-под указующей руки вождя мирового пролетариата В.И. Ленина, бравурные речёвки типа «Да здравствует великий советский народ – строитель коммунизма!» или «Слава комсомолу!Слава советской молодёжи!»

Взошла звезда Бориса Ельцина, выходца из уральской глубинки. Давно ли по его, главного свердловского большевика, приказу взрывали храмы по всей области?– но тогда, в 1985-ом, он пошёл на повышение в столицу, и от него ждали чего-то совсем нового, замечательного, ждали обновления. Перед отъездом из Свердловска, так мне говорили в партийных коридорах, одним из его наказов местной власти, его ставленникам, было создание театрального ВУЗа. Мол, если город претендует на звание крупного культурного центра, в нём наряду с консерваторией, должен быть и театральный институт, а не какое-то училище. Училище – не престижно, пусть и уважаемое! Примером служил Ярославль, где театральный институт открыли в 1980-ом, чем нарушили вековую монополию Москвы и Ленинграда. Наказы Б.Н. Ельцина тогда не обсуждались. Слово Обкома КПСС было священно. Свердловские партийные и советские власти – Горком, Обком, Горисполком, Облисполком – приняли соответствующие постановления, обратились в Москву с обещаниями создать достойную материальную и кадровую базу. Страна вставала на путь распада, коммунистические руководители мысленно примеряли костюмы буржуазных предпринимателей-бизнесменов,но магия КПСС пока срабатывала.

Возникал институт. Вопреки эпохе. К проекту привлекли наиболее доверенных и авторитетных деятелей искусства: руководителя Академического театра музкомедии, Народного артиста СССР Владимира Курочкина, кинорежиссера, Засл. деятеля искусств Ярополка Лапшина, артиста Академического театра драмы, Нар. Артиста РСФСР Владимира Марченко и др. (К великому сожалению, Курочкин и Лапшин покинули этот мир, вечная им память, а Владимир Иванович Марченко, профессор кафедры мастерства актёра, и сегодня украшает наш коллектив.)

1983. Начинается поэтапная ликвидация Свердловского областного театрального училища. Решено прекратить набор учащихся. В культурных кругах уральской столицы решение одобряли далеко не все. Училище, хоть и маленькое (обучались только актёры по двум специализациям – театра драмы и театра кукол), да удаленькое, славилось хорошим качеством обучения и квалифицированным педагогическим составом.

Как альтернатива училищу создаётся театральный факультет в Уральской консерватории. Крошечный. Набирают группу актёров театра драмы, будущий 1-й выпуск будущего института (1986). Декан факультета – директор театрального училища Майя Коган, рьяная противница ликвидации училища и создания института. Её можно было понять: она ценила училище, и было за что, она понимала, что многие педагоги среднего учебного заведения при создании ВУЗа потеряют многое, если не всё. М.З. Коган попыталась остановить запущенный процесс. Безрезультатно. Она, и не только она, тогда переживали нелёгкую драму. Министру культуры РСФСР Ю.С. Мелентьеву поступали петиции в защиту училища, протесты против назначения ректора ВУЗа. Юрий Серафимович, выпускник факультета журналистики Уральского госуниверситета им. А.М.Горького, трезво оценивал ситуацию, держал, как тогда говорили, «линию партии». Да и как бы мог он отменить постановление ЦК КПСС? Мелентьев думал о другом, о позитивном. Вместе со свердловскими властями создавалась материальная база института.

Осень 1985-го. Институту передаются аудитории училища и сцена в здании бывшего Театра Юного Зрителя. Власти обещают отселить из здания Отдел культуры Свердловского горисполкома. Обещание будет выполнено спустя два года, тогда здание ТЮЗа полностью отойдет институту. Ныне это Учебный театр со сценой площадью 100 кв. м. и зрительным залом на 320 мест.

Осень 1987-го. Облисполком постановляет передать в оперативное управление института 4-х этажное здание по ул. Вайнера, д. 2. бывший учебный корпус пединститута. Руководство Облисполкома курирует капитальную реконструкцию здания.

1988. Ведётся проектирование здания квартирного 5-этажного студенческого общежития на углу улиц 8 Марта и Куйбышева. В нём предусмотрены, наряду с квартирами, и тренинговые залы.

1989-90 гг. Здание общежития возводится при очень сложных обстоятельствах на средства из городского бюджета. Минкультуры РСФСР возмещает городу понесённые расходы, параллельно начинается тотальная «прихватизация» ценной недвижимости, вокруг нового жилого здания в центре города закипает подковерная борьба, часть помещений приватизируют люди из числа власть предержащих… студенты театрального угрожают голодовкой… исчезает часть закупленного для нужд студентов оборудования, обращения в прокуратуру и милицию остаются без ответа.

1991. Заселение общежития. Студенты стопроцентно обеспечены жильём. В горисполкоме увещевают: поглядите, мол, за окно! Страна рушится! Вы же строитесь и получаете новое здание в самом центре! Неужели вам непонятно, что это – чудо!? На что вы жалуетесь!? Радоваться надо, что не отобрали всё!!!

Приходилось соглашаться. Действительно, даже с учётом понесённых потерь, площади института достаточно обширны, у каждого «мастера» курса –индивидуальный аудиторный комплекс. Главное – налаживался, укреплялся учебный процесс, сформировался очный актерский факультет во главе с первым его деканом Ольгой Крыжановской. Одна за другой выделялись кафедры: мастерства актёра драматического театра (более двадцати лет ею заведовал Владимир Марченко, а в последние годы руководит Засл. артист России, доцент Владимир Израильевич Дворман), кафедра театра кукол, в своём начальном составе перешедшая из театрального училища во главе с незабвенным Борисом Сорокиным, после смерти которого её многие годы возглавлял выдающийся специалист ленинградской школы Сергей Жуков; кафедра музыкального театра, основанная В.А. Курочкиным и перешедшая от него под начало Кирилла Стрежнева, ныне Народного артиста России, профессора, главного режиссера Акад. Театра музыкальной комедии.

Важнейшую роль в развитии ВУЗа сыграла кафедра сценической речи под началом её основателя и бессменного руководителя Азалии Блиновой, воспитанницы великих педагогов ЛГИТМиКа. Ныне Азалия Всеволодовна – профессор и один из самых уважаемых театральных педагогов-речевиков в России. Кафедра сценречи периодически проводит научно-практические конференции по преподаванию речи на сцене, этого увлекательнейшего, как будто давно изученного и, вместе с тем, всегда нового и загадочного предмета.

В недавнее время отметил 20-летие своей творческой деятельности в стенах института выдающийся драматург, режиссер, менеджер, педагог Николай Коляда, создатель всемирно известной уральской школы драматургии. С лёгкой руки Николая Владимировича в театральном возник своего рода мини-литературный институт, дающий стране молодых драматургов, театральных завлитов, поэтов, прозаиков. В рамках специальности «Литературное творчество» с институтом сотрудничают поэты, профессора Ю.В. Казарин, В.А. Блинов, Председатель областного отделения Союза Писателей России Е.П. Касимов, драматург, ученик Коляды О.А. Богаев, поэт и прозаик А.И.Ильенков и др. литераторы. Периодически публикуются сборники пьес студентов и выпускников, сборники стихов и прозы. В 2013 г. Николай Коляда выпустил объёмистый двухтомник пьес его учеников, отобрав из всего массива лишь те, что реально востребованы на театральных сценах страны и мира.

Недалёк тот день, когда отметит своё 30-летие кафедра истории искусств, в составе которой трудятся вышеназванные уральские писатели, а также специалисты по истории мирового и русского театра, литературы, кино, русского языка.

Кафедра общетеоретических и специальных театроведческих дисциплин работает в тесном контакте с профессионалами театрального дела, знатоками театрального здания и машинерии, света и звука, организаторами гастролей и пр. Главой кафедры является историк современного мирового театрального процесса, продюсер-профи, и.о. профессора Алексей Бадаев, выдвинувшийся в стенах института, а ныне- и директор Свердловского Акад. Театра драмы.

Пролетели месяцы, годы, десятилетия… Период становления института ушёл в далёкое прошлое. Не стало ряда педагогов, вложивших своё здоровье, силы, таланты в воспитание студентов. Портретами на стене памяти остались кукольники Сергей Петрович Сорокин и Сергей Константинович Жуков, артист и профессор, воспитатель целой плеяды актёров драмы Алексей Васильевич Петров, концертмейстер и зав. заочным отделением Софья Михайловна Алфеева, речевик, доцент Наталья Евгеньевна Прокопьева…

Назначались и увольнялись министры культуры Российской Федерации, наши учредители и руководители. После Юрия Серафимовича за четверть века их прошло передо мной около десятка. Менялась Россия, менялись условия работы, приходили иные, не похожие на прежних, советских, преподаватели. Оставалось наше общее дело, наши споры, разногласия, выяснения отношений, оставался наш совместный труд, наши дорогие, как правило, благодарные выпускники.

После 2010 г. административная работа резко осложнилась рвением чиновников Минобразования РФ к реформам, усложненным формам отчётов, периодическим мониторингам эффективности. Отчетность приобрела характер перманентной борьбы за выживание. Сокращается число бюджетных мест, «оптимизируется» профессорско-преподавательский состав, растут заданные сверху суммы оплаты за оказание образовательных услуг. Растёт число студентов, подписавших контракты на обучение с полным возмещением затрат. Таким сравнительно небольшим ВУЗам, как театральный, с минимальным числом административных работников, приходится вести такой же документооборот, какой ведут крупные академии и университеты. Порой мы задыхаемся от необходимости отвечать на всегда «срочные» запросы московских ведомств. У нас только один проректор, а не четыре и не шесть, как в больших ВУЗах. Управленцев – несколько человек, а хозяйство немалое – три здания в разных районах города. И все-то нас «проверяют» – и в Москве, и в Екатеринбурге. Массу принципиальных и дежурных вопросов сегодня решает проректор Анна Глуханюк. Анна Аркадьевна всегда на связи с Москвой, всегда на страже охраны интересов института, в курсе насущных проблем. Грамотно и как могут обеспечивают учебный процесс, борются с трудностями главный инженер Татьяна Юрьевна Муфаззалова, гл. бухгалтер Вера Дмитриевна Устинова, директор Учебного театра Лариса Валентиновна Федорова, зав. заочным отделением Лариса Борисовна Кирикова, зав. учебно-методическим отделом Виктория Николаевна Попова, декан актерского факультета Ольга Алексеевна Блажнова.

Для нас принципиально важна связь учебного процесса с реальной театральной жизнью города, области, страны. Её обеспечивают педагоги, совмещающие работу на кафедре с трудовой деятельностью в других творческих коллективах.

Заведующий кафедрой музыкального театра Кирилл Стрежнев является главным режиссером театра музыкальной комедии. Этим обеспечивается тесное взаимовыгодное сотрудничество кафедры и театра. Студенты со второго-третьего курса попадают за кулисы, вырастают в солистов. На кафедре ведёт большую работу музыкальный руководитель, профессор Вера Маковкина. Её вклад в подготовку актёров музыкального театра порой является неоценимым и решающим. Трудно представить кафедру и без крупного педагога-вокалиста, лауреата Госуд. Премии СССР Татьяны Бобровицкой, мастеров своего дела вокалисток Ольги Соловьевой, Тамары Савич, Людмилы Плотниковой, без концертмейстера Елены Воронцовой

Медиа-центром института руководит Андрей Неустроев, сотрудничающий и с одной из популярных телекомпаний Екатеринбурга. Медиа-центр обучает (в рамках специальности «Актерское искусство) артистов - ведущих телевизионных программ. Андрей Владимирович, сам опытный драматический актёр, – в последние годы – один из наиболее востребованных и авторитетных «мастеров» на очном и заочном отделениях. Профессионализм, помноженный на коллективизм и высокую дисциплину труда-учёбы, позволяет ему достигать высоких и стабильных результатов.

Бросим взгляд на состав кафедры мастерства актера под началом В.И. Двормана, многоопытного актёра, «мастера» актёрских студий на очном и заочном отделениях, скромного и умного человека. Руководить другими «мастерами» – вовсе не просто, и это ещё мягко сказано…

Абитуриенты идут «на Русинова». Андрей Иванович, выпускник педуниверситета и выпускник ЕГТИ, ныне – ведущий доцент кафедры мастерства актёра, совмещающий работу «мастера» в институте с деятельностью режиссера-постановщика в областном театре драмы. Творческая «бригада» Русинова – педагоги Нина Русакова, Ольга Крыжановская, Ольга Блажнова – вероятно, одна из самых сильных не только в институте, но и за его пределами. Это – сплав опыта и молодости, это прочная деловая спайка, общие профессиональные и патриотические убеждения. Каковы наставники, таковы и ученики…

Своеобразна и заметна личность педагога по мастерству Александра Блинова, вошедшего в пору творческой зрелости. Сотрудничая с крупным кинорежиссером Алексеем Федорченко, Александр Александрович выступает связующим звеном между институтом и Свердловской киностудией. Спектакли Блинова на сцене Учебного театра – всегда самобытные, зрелищные, демонстрирующие подлинную актёрскую школу. Педагогический дуэт матери и сына, Азалии Всеволодовны и Александра, – один из ярких брендов уральского ВУЗа.

Вячеслав Белоусов, выпускник ЕГТИ, доцент, основал кафедру пластической выразительности актёра. Будучи, прежде всего, театральным педагогом, Вячеслав Владимирович тоже не замыкается в своём аудиторном комплексе и пробует силы, вкупе с выпускниками, на подмостках театра музыкальной комедии. Прирожденный «движенец», прошедший ассисентуру-стажировку в театральном институте им. Б.Щукина, прославленной «щуке», Белоусов рассматривает движенческие дисциплины как неотъемлемую и органичную составляющую мастерства актёра драматического и музыкального театра. Неистово трудится на кафедре пластической выразительности педагог по танцу Марина Головина, прежде отдавшая много лет служению Свердловскому театру эстрады, а ныне целиком погрузившаяся в стихию воспитания молодых.

Приносит свои плоды творческое содружество Екатерины Царегородцевой и Татьяны Романютенко. Две выпускницы ЕГТИ, единомышленницы, «мастер» курса и педагог по речи, создали свою творческую «бригаду» и убедительно доказали право брать ответственность за судьбы тех юношей и девушек, которые решили стать артистами драматического театра и кино. Подготовленный ими за четыре года кропотливого труда выпуск-2014, как, впрочем, и выпуск-2010, порадовал дарованиями, оказался востребованным в профессиональной среде. Сейчас Екатерине Григорьевне и Татьяне Владимировне предстоит очередное педагогическое и творческое испытание: выпуск – 2018. Таковы единые правила работы для ППС: набор, 4-летний цикл обучения, новый набор. Преподаватели всякий раз становятся на четыре года старше, студенты же – всегда одного возраста, девушки – до 21-го, мальчики – до 23-х. Подобно морским волнам накатывают наборы, откатываются выпуски… И надежды, надежды, надежды на удачные судьбы, на художественные открытия, на ещё небывалые содружества!

В современной России велик спрос на молодых артистов театра кукол. Они выпускаются группами по 10-15 человек и всегда идут нарасхват. Кто-то остаётся в Екатеринбурге в муниципальном театре кукол с очень высокой репутацией, кого-то приглашают в Москву, Рязань, Вологду, Тюмень, Пермь, Курган, Томск, Магнитогорск, Краснотурьинск… Всюду, где есть театры кукол, нужна свежая кровь выпускников кафедры, возглавляемой Засл. работником культуры Надеждой Гавриловной Холмогоровой. Она, как и её ведущий сотрудник, преподаватель предмета «Технология куклы» Ольга Дмитриевна Сочнева, – кукольник большого практического опыта, влюбленный в свое дело, переживающий удачи и неудачи любого поступившего учиться на кафедру как близкого, почти родного, человека.

В 2015 году совершила свой первый выпуск с квалификацией «артист театра кукол» Наталья Войтовна Гаранина, известная в Екатеринбурге как одна из ведущих актрис не только театра кукол, но и драматического театра Николая Коляды.

Преподавательско-студенческий коллектив ЕГТИ тяготеет к закрытому «монастырскому» образу жизни. Десятилетиями сложился свой устав, писаный и неписаный. Каждая новая актёрская студия замыкается в своём, только в своём, аудиторном комплексе, по сути – в мини-театре – где обучающийся выполняет задания «мастера» до седьмого пота, где он по-настоящему, буквально, живёт и дышит в единой атмосфере студии.

«Мастера», да и все преподаватели, не любят, когда студенты отвлекаются от главного, от учебно-творческого процесса, старшие отворачиваются от тех, кто излишне торопится «выступать», показывать на публике то, что ещё не сложилось, не созрело. Главное – школа, остальное может быть или не быть, здесь нет вопроса.

При такой системе обучения в студенческой среде не может процветать лень, не может воцариться пьянство, ибо все пришедшие – так или иначе партнёры по цеху, все зависят от всех. Склонному к лени и пьянству здесь удержаться трудно. Наркомания практически исключена. Только дисциплина, только глаза в глаза! Только полное доверие педагогам! Только семейная взаимовыручка! На том стоим тридцать лет.

Учебный процесс прерывается, скорее в порядке исключения, выездами студентов очного факультета в детские дома и госпитали ветеранов, в подшефные школы искусств. Про гражданско-патриотическое воспитание забывать никак нельзя. Выход на кладбище с целью ухода за могилами театральных деятелей прошлого – дело святое. Поездка в освобожденный от укрофашистов и воссоединившийся с Россией Крым – тоже необходимо и полезно (недавно ездил в Симферополь и Севастополь курс А.И. Русинова, наводил мосты, показывал себя). Воспитываем не артистов вообще, а носителей российского менталитета, носителей его и пропагандистов!

Ярким примером творческой «монастырской» обособленности является порядок ведения учебного процесса, установленный профессором Вячеславом Анисимовым, художественным руководителем заочного актёрского отделения, где стремятся повысить свой профессиональный уровень те, кто уже выступает на сцене, но, по своим причинам, не имеет высшего театрального образования. Вячеслав Иванович – хозяин своего аудиторного комплекса, включающего малую сцену (аудиториямастерства), лекционную аудиторию, гардеробную, актёрский буфет и его персональный рабочий кабинет. Задачи перед «хозяином» стоят всегда наисложнейшие. Люди съезжаются на сессии два раза в год, в остальное время заочники работают в своих театрах, кто на Сахалине, кто в Казахстане (а таких немало, в Казахстане сохранились иуспешно функционируют русские театры), кто в Перми, Нижневартовске, Югре и пр., пр. В таких условиях создание единого коллектива – вещь почти невозможная! Продвижение вперёд даётся огромными усилиями. Каждый шажок в творческом развитии – большая радость. Между тем, актёры приезжают к нам на заочное обучение с огромной и часто последней надеждой «приподнять» себя, очиститься от штампов, от провинциальности, от рутины. Многие – в солидном возрасте, а кое-кто – с почётными званиями…

Контингент серьёзный, поевший театральной каши, требовательный к себе и к ППС… Едут «на Анисимова». Верят.

Вячеслав Иванович с командой делают всё для их почти мгновенного сплочения. Жёсткий уклад, работа бок о бок с первого дня до заключительного показа. Все вместе утром – в аудиторию, все вместе поздно вечером – в общежитие. Обед готовят свой и на всех, для чего оборудована отдельная анисимовская кухня. Продукты привозят из дома. Ежедневно назначаются дежурные повара. Голодным не останется никто, есть ли деньги, нет ли денег… Всё – вместе. Содружество порой такое тесное, что по окончании сессии многие не готовы уехать, ибо уже трудно жить вне института, ставшего своим, вне партнёров, ставших незаменимыми. На выпуске – слёзы…

В наших коридорах ходят - встречаются будущие актёры разных профилей, режиссеры (готовим по одному-два, штучно; слишком редкая и сложная профессия, совмещающая художника-менеджера-психолога-знатока литературы, музыки), продюсеры, драматурги, поэты, прозаики. Проходят читки, кастинги, открытые просмотры отрывков и спектаклей, речевые конкурсы, открытые экзамены по пластическим дисциплинам и др. Институт – своего рода ателье творческой молодежи, перекресток свободных профессий. Или, лучше сказать – форум, каких в стране немного. Где искать и находить единомышленников, начинать проекты будущего, как не на этом уральском театральном форуме?

Востребованность наших выпускников на рынке труда стремится к 100 процентам. Они составляют ядро актёрских трупп театров Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Каменск-Уральского и других городов области, они работают в Александринском театре, в БДТ,в московском Театре на Таганке, в Московском Театре на Юго-Западе, в театре Армена Джигарханяна и в Театре им. В. Маяковского и многих других, ведут телевизионные программы, снимаются в кино и поют в московских мюзиклах.

Мы гордимся нашими питомцами-лауреатами Золотой Маски Юрием Мазихиным (ученик К. Стрежнева), Александром Бабенко (ученик В.Анисимова), Марией Виненковой (ученица А.Русинова, ставшая солисткой театра муз. комедии), Светланой Замараевой (ученица В. Марченко), гордимся успехами солистки московских мюзиклов, обладательницы титула «Музыкальное сердце России» Натальи Быстровой (ученица А.Русинова Наталья Веник). Школу драматургов доцента Николая Коляды украшают имена Василия Сигарева и Олега Богаева, Я. Пулинович, И. Васьковской. Наш выпускник Владимир Мишарин является директором Сочинского театрально-концертного объединения, а Владимир Мантуров – первым заместителем Министра культуры Свердловской области. Мы подготовили молодых режиссеров драмы и музыкального театра, которые начинают задавать тон в театрах Екатеринбурга и Урала.

Дело наше трудное, непафосное. Работают энтузиасты, те, кто не может без этого жить. Кто дни и ночи думает, как и куда направить развитие студента. Высокие слова произносятся редко, чаще – слова раздумий, сомнений, досады, разочарования, негодования…

Но в юбилейные дни, быть может, они простительны? Считаю, что всё было не зря, многое состоялось. Простите за пафос.

 

 

 

 

01.07.2015 г.

 

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера
Согласен