Отзыв на спектакль "Чморик"
Чморик или чудик?
На это вопрос отвечают студенты Екатеринбургского государственного театрального института.
Есть ли выбор между честью и бесчестьем? На что один человек способен ради другого? Может ли он преодолеть свой страх, привычку пресмыкаться перед сильнейшим?
Пьеса Владимира Жеребцова «Чморик» (она же «Подсобное хозяйство») нынче широко идет в театрах России. Повествуется в ней об армии, которая, как известно, «не шахматный клуб», может воспитывать, а может и коверкать человеческие жизни.
Итак, космодром Байконур, с которого ежедневно стартуют ракеты (действие происходит в конце 1980-х), а рядом, в степях Казахстана, затерялся хоздвор, где рядовой Хрустяшин (Даниил Андреев) несет боевое дежурство… в свинарнике. Начальство далеко, а дембель близко, и даже напряженные отношения с обитателями соседнего стройбата не слишком удручают солдата. Дослужил бы Хрустяшин без марш-бросков и обычной армейской муштры. Но… Начальству пришло в голову прислать на перевоспитание молодого бойца-первогодка (по армейской терминологии «чморика»), нескладного Новикова (Кирилл Попов). Появление в жизни Хрустяшина этого паренька сыграло роковую роль в судьбе обоих солдат.
Режиссер и руководитель выпускного курса по специальности «Артист драматического театра и кино» Андрей Русинов сделал спектакль, не привязанный к определенной эпохе: эта история могла произойти и двадцать лет назад, и в наше время.
Атмосферу создают музыкальные интермедии, которые связывают все действие. Скажем, солдатики в одинаковых масках хрюшек (то ли оттого, что в армии все на одно лицо, то ли оттого, что герои на хоздворе управляются именно со свиньями) выполняют одинаковые ритмичные (на ать-два!) движения по чистке пола зубными щетками под задорную песню «Солдатушки, бравы ребятушки…». Под песню же «Солдат всегда солдат» перед нами проходит настоящая политинформация, хоть и несколько в комической форме. Так постепенно в процессе повествования понимаешь, что здесь все «чморики». Только Андрей Новиков остается самим собой, да еще и Саньку Хрустяшина меняет, который вообще-то человек неплохой, вот только безвольный и слабый, боящийся идти против силы.
Перед зрителями проходит вся внутренняя борьба Хрустяшина. И вот он уже спасает от насилия Катю (сестру Новикова, приехавшую навестить брата), перечит развязному и жестокому дембелю Бесу, который занимается махинациями на вверенном ему складе и держит в страхе всех вокруг. Именно совесть становится главным мерилом всех его поступков и отношения к жизни.
Жаль, не прописанным в пьесе, да и в спектакле получился образ Кати. Она открыта, по-детски непосредственна, даже чересчур наивна, из-за нее случается трагедия. Героев ждет страшный финал — им придется умереть в борьбе с Бесом и его дружками. С другой стороны, без ее появления не получилось бы полного раскрытия образов Андрея и Саши. Да и в образе армии, которая должна быть школой жизни, а вместо этого превращена в настоящий бардак, ее образ играет не последнюю роль. Разве же эти проблемы устарели?
В финале звучит известная всем, кто когда-то служил, песня о дембелях, вот только в ухарском дембельском прикиде перед нами Бес и вся его честная компания, а Хруст и Чморик садятся на авансцене в белых нательных рубашках.
Да, нелегко быть чмориком или… чудиком в нашей жизни!
Автор статьи - Мария Демина, газета "Уральский рабочий"