Вопросы по дисциплине Русский театр (театроведы, 6 семестр)
1. Новаторство драматургии А.Н. Островского и значение его театрально-педагогической деятельности.
2. Начало творческого пути А.Н. Островского. «Свои люди – сочтемся».
3. Славянофильский период в творчестве А.Н. Островского: «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».
4. Чиновничий мир в комедиях А.Н. Островского «Доходное место», «На всякого мудреца довольно простоты».
5. Мотив «горячего сердца» в пьесах «Горячее сердце», «Гроза» и «Бесприданница».
6. Новый тип купца-предпринимателя в комедиях «Бешеные деньги», «Волки и овцы».
7. «Гроза» и «Бесприданница» А.Н. Островского. Трансформация образа купца: от самодура до расчетливого дельца.
8. Тема театра в творчестве А.Н. Островского («Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Комик XVII столетия»).
9. Пьеса-сказка А.Н. Островского «Снегурочка». Анализ. Сценическая история.
10. Социально-психологическая драма в творчестве А.Н. Островского: «Бесприданница», «Последняя жертва»).
11. Исторические пьесы А.Н. Островского («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Василиса Мелентьева»)
12. Историческая драматургия А.К. Толстого («Смерть Ивана Грозного, «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»). Общая характеристика. Сценическая история.
13. Трилогия А.В. Сухово-Кобылина «Картины прошедшего». Сценическая история.
14. «Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина. Анализ. Сценическая история.
15. «Дело» А.В. Сухово-Кобылина. Анализ. Сценическая история.
16. «Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина. Анализ. Сценическая история.
17. Творческий путь Л.Н. Толстого - драматурга.
18. Власть тьмы» Л.Н. Толстого. Анализ. Сценическая история.
19. «Плоды просвещения» Л.Н. Толстого. Анализ. Сценическая история.
20. «Живой труп» Л.Н. Толстого. Анализ. Сценическая история.
21. Мастера Малого театра: Л.П. Никулина-Косицкая, П.М. Садовский, династия Садовских, М.Н. Ермолова, А.П. Ленский, А.И. Южин.
22. Мастера Александринского театра: В.В. Самойлов, Ю.Н. Линская, М.Г. Савина, П.А. Стрепетова, К.А. Варламов и В.Н. Давыдов.
23. Частные театры в столицах в 1880–90-х гг.
24. Ранние пьесы А.П. Чехова: «Медведь», «Свадьба».
25. Новые принципы драматургии: «Иванов» (вторая редакция), «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишневый сад».