История зарубежной литературы
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Екатеринбургский государственный театральный институт
Актерский факультет
Кафедра истории искусств
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОТ ИСТОКОВ ДО ЭПОХИ РОМАНТИЗМА
Программа дисциплины для студентов актерского факультета
Направление 07000 «Культура и искусство»
Специальности:
070201 «Актерское искусство»
– квалификация «Артист драматического театра и кино»
– квалификация «Артист театра кукол»
– квалификация «Артист музыкального театра»
070204 «Режиссура»
– квалификация «Режиссер драмы»
071001 «Литературное творчество»
– квалификация «Литературный работник»
070211 «Театроведение»
– квалификация «Театровед-менеджер»
Екатеринбург
2011
Программа дисциплины подготовлена
кафедрой истории искусств
Рекомендовано к изданию
кафедрой истории искусств
17 февраля 2011 г.
Составитель Клочкова Ю. В.
© Екатеринбургский государственный
театральный институт, 2011
© Клочкова Ю. В., составление, 2011
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Программа дисциплины «История зарубежной литературы. От истоков до эпохи романтизма» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по направлению 07000 «Культура и искусство», специальностям 070201 «Актерское искусство», 070204 «Режиссура», 071001 «Литературное творчество», 070211 «Театроведение» по циклу «Общегуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственного образовательного стандарта второго поколения высшего профессионального образования.
Семестр – 1-й.
Общая трудоемкость дисциплины (ч) – 34 ч.
В том числе:
лекций – 20;
практических – 14.
Отчетность – экзамен.
Составитель:
Ю. В. Клочкова, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории искусств ЕГТИ.
I. ВВЕДЕНИЕ
Цель дисциплины
Программа дисциплины «История зарубежной литературы. От истоков до эпохи романтизма» предназначена для студентов Екатеринбургского театрального института всех специализация как дневного и заочного отделений.
В ходе изучения зарубежной литературы данного курса предполагается знакомство с развитием литературного процесса четырех эпох (античности, средневековья, Ренессанса, Просвещения), при изучении которого учтены самостоятельная эстетическая ценность и своеобразие литературных произведений, а также культурно-исторический контекст их создания. Курс закладывает основу для дальнейшего изучения истории зарубежной литературы и других предметов гуманитарного цикла. Дисциплина «История зарубежной литературы. От истоков до эпохи романтизма» должна познакомить студентов с лучшими образцами мировой литератры, что способствует формированию литературного кругозора студентов, умению понимать основные тенденции литературных эпох и наиболее значительных литературных фактов.
Задачи дисциплины
1) дать студентам общее представление о ходе развития европейской литературы от античности до эпохи романтизма;
2) обозначить взаимосвязи и преемственности различных литературных эпох;
3) привить студентам навыки восприятия литературного текста;
4) познакомить с различными способами интерпретации художественного текста;
5) представить систему основных литературоведческих понятий.
Место дисциплины в системе высшего профессионального образования
Курс «История зарубежного театра. Театр Античности и Средневековья» является одной из дисциплин национально-регионального компонента Стандарта высшего профессионального образования по направлению «Культура и искусство», специальностям 070201 «Актерское искусство», 070204 «Режиссура», 071001 «Литературное творчество», 070211 «Театроведение». В процессе изучения данного курса осуществляется специальная теоретическая подготовка будущих специалистов в области культуры и искусства.
Требования к уровню освоения содержания курса (приобретаемая компетенция, знания, умения, навыки)
Выпускник должен получить целостное представление об этапах развития мировой литературы, знать творчество выдающихся писателей разных эпох, уметь анализировать литературное произведение, выделяя основные состовляющие его структуры, владеть навыками постижения художественного произведения как эстетического целого в контексте эпохи его создания.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ КУРСА, ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Античная литература:
Древняя Греция и Древний Рим
Тема 1.1. Древнегреческий эпос
Понятие античности. Греческая мифология, пантеон олимпийских богов. Греческий эпос: героический (Гомер) и дидактический (Гесиод). Историческая основа поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», основные коллизии, характеры героев. Люди и боги в поэмах Гомера. Культурное и эстетическое значение поэм Гомера.
Тема 1.2. Древнегреческая лирика
Возникновение древнегреческой лирики в процессе разложения родовых отношений и смены мироощущения эллинов. Хоровая и монодическая лирика, поэзия и музыка, жанры лирической поэзии.
Раннегреческие лирики: Архилох, Алкей, Сапфо, Анакреонт. Исповедальные откровения Архилоха: история его любови к Необуле. «Песни восстания» Алкея, образ государства-корабля, охваченного междоусобицей-бурей, стихи, обращенные к Сапфо. Сапфо – родоначальница женской поэзии. Тема страсти в лирике Сапфо, гимны Афродите, пейзажные зарисовки. Анакреонт – основоположник эротической (анакреонтической) поэзии, тема жизнелюбия, пиров и вина, тема быстро уходящего времени в его поэзии.
Тема 1.3. Литература Древнего Рима
Особенности и периодизация римской литературы. Гай Валерий Катулл. Цикл любовных элегий, посвященных Лесбии, трагическая двойственность любви в поэзии Катулла. Золотой век римской литературы: Публий Вергилий Марон, Квинт Гораций Флакк, Публий Овидий Назон. Мир природы в поэзии Вергилия, изображение чувств и душевных состояний. «Энеида» Вергилия – эпическая поэма, утверждающая величие Рима. Отголоски гомеровского эпоса в «Энеиде». Значение творчества Горация: разнообразие тем, безупречность форма, выразительность и лаконичность. Судьба Овидия. Мир любовных чувств в поэзии Овидия, послания к друзьям, автобиографические стихи, тема скорби.
Раздел 2. Литература эпохи Средневековья
Тема 2.1. Становление литературы европейского Средневековья
Периодизация эпохи Средневековья: раннее (V – сер. XI вв.), высокое (XI–XIII вв.), позднее или, по Й. Хезинга, «Осень Средневековья» (XIII–XV вв). Роль античной культуры в формировании средневековой картины мира, христианство как определяющий фактор развития европейской культуры, народное творчество как исток и почва средневековой литературы. Жанры средневековой религиозной литературы: трактаты, жития, видения, проповеди и др. Дуализм средневековой культуры: понятия греха и вечности, земного и небесного. Формирование средневековой словесности: символизм и аллегоризм художественного мышления, преобладание «модели», «канона», «правила». Эпос раннего Средневековья: «Беовульф», «Старшая Эдда». Основные циклы и наиболее выдающиеся памятники французского, немецкого и испанского эпоса: «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о моем Сиде».
Тема 2.2. Рыцарская литература: поэзия Прованса, рыцарский роман
Формирование рыцарской куртуазной культуры, и появление на этой почве жанров рыцарского романа и рыцарской лирики. Поэзия трубадуров, труверов и миннезингеров, ее основные жанры и наиболее известные представители: Бернарт де Вентадорн, Бертран де Борн, Джауфре Рюдель, Вальтер фон дер Фогельвейде. Образ Прекрасной Дамы, «высокая» и «низкая любовь», использование народных языков, система жанров.
Бретонский цикл средневекового романа – романы рыцарей короля Артура (рыцарей Круглого стола). Творчество Кретьена де Труа (Ивейн, или Рыцарь Льва и др.) – формирование канона рыцарского романа: композиция, сказочный зачин, образ главного героя, система персонажей, их функции, хронотоп. Тема испытаний, «безумие» рыцаря (для дальнейшего сравнения с соответствующим эпизодом романа Сервантеса «Дон Кихот»). Начало иронического переосмысления идеала куртуазии в романе Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль». Легенда о Тристане и Изольде в романе Готфрида Страсбургского.
Тема 2.4. Городская литература Средневековья: поэзия вагантов
Своеобразие городской культуры и ее влияние на формирование литературного процесса средневековья. Поэзия вагантов. Пародийность, принцип «шиворот-навыворот» стихов вагантов по отношению к рыцарской лирике и религиозным жанрам. Рукописный поэтический сборник Carmina Burana. Имена (Вальтер Шатильонский, Примас Орлеанский, Архипиита), темы, образы.
Судьба и творчество Франсуа Вийона (XV век). Малое и Большое Завещание (лэ). Связь с традицией средневековой рыцарской лирики и ее пародирование. Карнавальность поэзии Вийона. Современность стихов средневекового поэта.
Раздел 3. Флоренция – колыбель европейского Возрождения. Три великих флорентийца: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо
Тема 3.1. Творчество Данте
Общественно-политическое и культурное значение Флоренции, политическая борьба второй половины XIII века. Судьба Данте Алигьери (1265–1321). «Новая жизнь» – традиции куртуазной лирики и влияние «нового сладостного стиля». Беатриче – вдохновительница и героиня поэзии Данте. Разлука с родиной, политическая позиция и влияние личной судьбы на замысел главного произведения жизни. «Комедия» – замысел, цель и их реализация. Архитектоника поэмы. Хронотоп поэмы. Многозначность символико-аллегорической художественной системы Данте. Символика чисел: тройка и терцины. Персонажи поэмы. Отражение в ней сознания человека переходной эпохи, античная и христианская традиция.
Тема 3.2. Развитие ренессансной культуры в Италии. Творчество Ф. Петрарки
Хронологические границы и место эпохи Возрождения в развитии западноевропейской культуры. Гуманизм и антропоцентризм как ядро Возрождения. Гуманизм как свободомыслящее сознание. Возвращение к античному наследию: натурфилософии, филологии, поэзии. «Homo universale» как модель личности гуманизма: стремление к всеобъемлющим знаниям, рост образования и усиление влияния светской культуры. Противоречия культуры эпохи Возрождения: христианские идеалы и отказ от средневекового аскетизма, возрождение языческой полноты жизни, гармонии и пропорции.
Франческо Петрарка (1304–1374) – первый европейский гуманист. Жизнь и творчество, значение латинского творчества. Поэма «Африка», увенчание лаврами на Капитолии, необычайная популярность и авторитет Петрарки среди современников. Итальянская лирика Петрарки: структура «Канцоньере», Поэт и его возлюбленная, художественные средства создания образа Лауры. Концепция любви у Петрарки: между счастьем и страданием. Сонет Петрарки: форма, содержание. «Петраркистский» стиль и его влияние на западноевропейскую поэзию.
Тема 3.3. Творчество Джованни Боккаччо
Джованни Боккаччо (1313–1375). Судьба и творчество, неразрывными нитями связанное с могучими предшественниками – Данте и Петраркой. Ранняя проза. Гуманистический смысл темы любви в ранних произведениях. История Фьяметты (Мария д'Аквино). «Декамерон» и становление европейской новеллы. Синтез литературных традиций – античной и средневековой – в новеллах Боккаччо, литературные, фольклорные и пр. источники книги. Классификация новелл, композиция сборника, построенная по принципу «готической вертикали». Ренессансная утопия: общество рассказчиков и образ его поведения, поступков, жизни. Функции обрамляющего повествования в сборнике.
Раздел 4. Литература Франции, Испании,
Англии эпохи Возрождения
Тема 4.1. Франсуа Рабле и его роман «Гаргантюа и Пантагрэль»
Социально-исторические предпосылки ренессансного расцвета культуры во Франции: победа в Столетней войне, развитие государства, итальянские походы, открывшие Франции культуру Италии. Подъем творческой энергии нации, развитие светского образования. Подъем разных сфер искусства. Трагическое противоречие ученых-гуманистов и церкви, добившейся поддержки власти.
Жизнь и творчество Франсуа Рабле (1494–1553). История возникновения и написания романа «Гаргантюа и Пантагрюэль»: от жизнеутверждающего веселья и жизнелюбия к мрачной критике эпохи. Гуманистическая философия книги, новый взгляд на воспитание человека, утопические мировоззрения Рабле (Телемская обитель). Карнавальный мир романа: пародийность как основной принцип изображения, гротеск, ирония, языковая игра. Основные персонажи романа: короли-великаны, брат Жан, Панург, пантагрюэлисты и противопоставленные им образы схоластов, фанатиков, жестоких и неразумных военачальников и правителей.
Тема 4.2. Творчество поэтов «Плеяды»
Реформаторские задачи поэзии Плеяды. Трактат в трактате «Защита и прославление французского языка» (1549) Жоашена Дю Белле, ставший манифестом Плеяды. Призыв к подражанию и соревнованию с древними, уходу от жесткой жанрово-тематической системы, усовершенствование национального поэтического языка. Дружественные послания, особенность художественного языка и позиции, складывающейся в поэтическом содружестве. Поэзия Пьера де Ронсара (1524–1585), ее изысканность и чувственность, возвыщенность и земная простота. Циклы сонетов «Любовь к Кассандре», «Любовь к Марии», «Оды», «Гимны»: свободное и вдохновенное описание мира и человеческих чувств.
Тема 4.3. Возрождение в Испании. Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот»
Особенности социально-политического развития Испании в период культурного подъема (XV–XVI вв.): завершение Реконкисты (борьбы с арабским владычеством), развитие национального литературного языка. Развитие рыцарского романа, система куртуазных ценностей и авантюрно-фантастическое начало в испанском рыцарском романе. «Амадис Гальский». Развитие пасторального романа, поэзии. Сонет и романс.
Судьба Мигеля де Сервантеса (1547–1616), творчество: пасторальный роман «Галатея», новеллистика, драматургия. Пародийный замысел романа «Дон Кихот» и его воплощение. Роль мотива путешествия в «Дон Кихоте». Суровый дух романа. Картины Испании XVI века. Образ Дон Кихота – «человека, ужаснувшегося злу и начавшего с ним драться» (Е. Шварц). Столкновение книжных идеалов с суровой действительностью. Роль образа Санчо Пансы. Значение романа для европейской литературы.
Тема 4.4. Литература Англии эпохи Возрождении: Томас Мор «Утопия», Уильям Шекспир «Сонеты»
Расцвет гуманистической философии в Англии (XVI век). Оксфордский кружок гуманистов. Гражданская деятельность Томаса Мора (1478–1535) и его «Утопия»: критика существующих социальных порядков, картины общественного устройства, отвечающего идеальному состоянию личности. Мор как зачинатель жанра утопии в европейской литературе.
Сонет в Англии. Шекспира «Сонеты». Своеобразие композиции, развитие лирического сюжета, основные мотивы и философия цикла. Лирический герой, Друг и Смуглая леди. Новаторство Шекспира в создании пейзажа и литературного портрета.
Раздел 5. Литература Англии XVII-XVIII: Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера», Даниэль Дэфо «Робинзон Крузо», поэзия Роберта Бернса
Тема 5.1. Развитие просветительских тенденций в английской литературе. Даниэль Дэфо.
Новое время как век науки, становления новой картины мира и мироощущения, характеризующегося противоречивостью: вера в знание и прогресс и скептицизм по отношению к всесильности науки. «Человек в бесконечности – что он значит?» (Блез Паскаль). Ослабление роли религии, переход мышления от умозрительного к экспериментально-познавательному. Изменения в социальной жизни: буржуазные революции в странах Европы (Англия и Нидерланды), формирование национального самосознания, возникновение периодической печати и литературной критики.
Бурная политическая жизнь, журналистская и литературная деятельность Даниэля Дэфо (1660–1731). Создание произведений широкого спектра жанров. «Робинзон Крузо» – гимн человеку и его разуму, краткое описания истории цивилизации в романе. Появление нового литературного героя – рефлектирующего труженика, обыкновенного человека, не сломленного необыкновенными обстоятельствами.
Тема 5.2. Роман Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера»
Исторические и биографические корни сатирической природы творчества Джонатана Свифта (1667–1745). Роман-загадка «Путешествия Гулливера», скептический взгляд писателя на человека и результаты его деятельности (социальное устройство, религия, наука) в романе. Роман как попытка писателя средствами сатиры и фантастики пробудить здравый смысл и исправить нравы. Утопический идеал Свифта (мир гуингнгнмов). Рационалистическая основа фантастики Свифта, злободневное и вечное в его романе.
Тема 5.3. Поэзия Роберта Бернса
Сентименталистская поэзия. Роберт Бернс (1759–1796). Национальные идеалы, фольклорная основа, юмор и лиризм. Тема «честной бедности», изображение национальных героев-бунтарей (Брюс, Уоллес, Макферсон) и обычных людей, окружающих поэта. Русские переводы Бернса (С. Маршак, Т. Щепкина-Куперник).
Раздел 6. Литература эпохи Просвещения
(Франция, Германия)
Тема 6.1. Своеобразие литературы Просвещения (классицизма)
Век разума, век философов. Эстетические принципы классицизма, вера в разумные и естественные начала в человеке. Деизм эпохи Просвещения, осознание необходимости воспитывать и просвещать людей. Сближение литературы с философией и публицистикой. Повышение значимости литературы в обществе.
Своеобразие французского Просвещения: идеологическая подготовка революционных преобразований и осознание важности частной интимной жизни, воспитание гражданских добродетелей и воспевание радостей повседневного существования.
Французские «энциклопедисты»: Д. Дидро, Гельвеций, Гольбах, д'Аламбер. Жан-Жак Руссо и специфика его философских, социально-политических, педагогических воззрений. Трактат «Общественный договор», роман воспитания «Эмиль», специфика и влияние романа «Исповедь» на развитие жанра романа-автобиографии.
Тема 6.2. Философская повесть Вольтера «Кандид»
Творчество Вольтера (1694–1778) – центральной фигуры своего времени. Мировоззрения Вольтера, огромное литературное наследие и колоссальное влияние на умы. Ироническое переосмысление философских догм и социальных стереотипов своего времени в цикле «Философские повести». «Кандид»: пародия на романические клише и осмеяние идей социального оптимизма, в том числе утопического общества (Эльдорадо). Персонажи повести и их невероятные приключения, призыв к реалистичному и мудрому взгляду на жизнь в финале: «надо возделывать свой сад».
Тема 6.3. Иоганн Вольфганг Гете (1749–1832) и Фридрих Шиллер (1759–1805)
Творчество Гете периода общественно-культурного движения «Буря и натиск». Автобиографическая основа романа «Страдания юного Вертера». Сентименталистские тенденции романа, его психологизм и социальность. Популярность произведения и его влияние на эволюцию европейского романа. Шиллер периода «Бури и натиска». «Балладный год» (1797–1798): творческое состязание Шиллера и Гете в создании баллад. Русские переводы Жуковского, влияние баллад на европейскую культуру.
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1. Древнегреческая мифология
1. Понятие о мифе. Особенности мифологического мышления.
2. Мифы, объясняющие происхождение мира (космогония) и богов (теогония).
3. Олимпийские боги, титаны, борьба богов и титанов, раздел мира богами.
4. Боги плодородия и животворных сил земли: Деметра, Дионис. Мифы, с ними связанные.
5. Мифы о «втором поколении» богов: Аполлон, Артемида, Афродита, Афина, Геба, Гермес, Гефест.
6. Боги судьбы и случая: Мойры, Ананке, Тихе, Дике.
7. Мифы о героях: Геракл, Персей, Тесей.
8. Мифы об Орфее.
9. Мифы об аргонавтах.
Список литературы
Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание).
Мифы народов мира: В 2 т. М., 1980 (и последующие издания).
Энциклопедия античной мифологии. URL: http://greekroman.ru/ares.htm
Семинар 2. Данте Алигьери «Божественная комедия»
1. История создания, композиция, архитектоника поэмы. Структура Вселенной в «Божественной комедии».
2. Мистика чисел в поэме, терцины и их символическое значение.
3. «Чтение Данта есть прежде всего бесконечный труд, по мере успехов отдаляющий нас от цели. Если первое чтение вызывает лишь одышку и здоровую усталость, то запасайся для последующих парой неизносимых швейцарских башмаков с гвоздями» (О. Мандельштам):
– преддверие Ада и река Ахерон, врата Ада. Роль античных чудовищ, рельефы и ландшафты Ада;
– Лимб, образы Гомера, Горация, Овидия, Платона, Демокрита;
– верхний Ад (1-5 круги), дантовское понимание греха;
– мифологические, литературные и реальные персонажи верхнего Ада: Клеопатра, Тристан, Франческа и Паола, Чакко и др.;
– Железный город Дит, ужасные картины нижнего Ада, натурализм изображения пространства и мук грешников;
– 3 пояса 7-го круга, десять Злых Щелей 9-го круга;
– противоречивость и трагизм образов Данте: Фаринаты (6-й круг), Брунетто Латини (7-й круг), Улисса (8-й круг), Уголино (9-й круг);
– дно Ада, Люцифер, олицетворяющий абсолютное зло.
4. Выход на поверхность земли. Путь к спасению: через Чистилище к Раю и Эмпирею.
5. Символика света и цвета в поэме.
Список литературы
Данте Алигьери Божественная комедия / пер. М. Лозинского (любое издание).
Голенищев-Кутузов И. Н. Данте. М., 1967.
Дживилегов А. К. Искусство итальянского Возрождения. Театр. Литература. Живопись. Ваяние. Зодчество. М., 2007.
Пискунова С. И. Данте. URL: http://svr-lit.niv.ru/
Семинар 3. Европейская карнавальная традиция и роман Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
1. История создания романа.
2. Роман как манифест смеховой культуры средневековья и Возрождения.
3. Образы великанов (Грангузье, Гаргантюа, Пантагрюэль) и их спутников (Панург, брат Жан, Эпистемон) как новый гуманистический взгляд на человека.
4. Культура «шиворот-навыворот»: гл. ХХХ, 2 книги (рассказ Эпистемона о посещении ада).
5. Подлинная жизнь (политика, войны, религия, наука) в карнавальной системе ценностей. Обсуждение эпизодов 1 книги: воспитание Гаргантюа, Париж и сорбоннисты, педагогические методы Понократа (гл. 3, 4, 6, 7, 14–17, 21–24) война с Пикрохолом, победа и награда брата Жана (25, 28, 29, 36, 37, 39, 40, 43 и далее).
6. Утопические взгляды Рабле на человеческую природу: Телемская обитель (1 книга, гл. 53–58).
7. Постепенный переход от безудержного веселья к мрачным оценкам и предчувствиям. Обсуждение эпизодов 4 книги: Панург и Индющонок (гл. 7–8), ябедники (12), остров Жалкий и Постник (29–32), остров Дикий и Колбасы, острова папефигов и папоманов, энгастримифы и гастролатры.
8. Жизнеутверждающий финал книги: оракул Бутылки (кн. 5, гл. 34–47).
Список литературы
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль / пер. Н. Любимова (любое издание).
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. URL: http://svr-lit.niv.ru/
Дживелегов А. К. Рабле. URL: http://svr-lit.niv.ru/
Семинар 4. Мигель де Сервантес «Дон Кихот»
1. Судьба Мигеля де Сервантеса.
2. Образы героев Сервантеса: Дон Кихот и Санчо Панса: сходство противоположностей.
3. Жизнь и литература на страницах романа, реальность и идеал (Альдонса Лоренсо и Дульсинея Тобосская).
4. Безумие и здравый смысл (Дон Кихот и те, кто пытаются вернуть его в мир реальности).
5. Вставные эпизоды и их роль в романе.
6. Испания на страницах романа.
Список литературы
Штейн А. Л. На вершинах мировой литературы. М., 1977.
Набоков В. В. Мигель де Сервантес Сааведра. URL: http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/articles/nabokov-servantes.htm
Семинар 5. Джонатан Свифт «Приключение Лемюэля Гулливера»
1. История создания романа.
2. Фантастика романа как средство сатиры: какие пороки человека и человечества высмеивает Свифт (обсуждение части 1, 2).
3. Лапутяне, Великая академия, струльдбруги (бессмертные): смысл и значение образов 2 части.
4. Утопический мир гуингнгмов: общественный идеал Свифта или его скептический взгляд на человека?
Список литературы
Штейн А. На вершинах мировой литературы. М., 1977.
Урнов Д. М. Робинзон и Гулливер: судьба двух литературных героев. М., 1973.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
1. Олимпийские боги – их образы и функции в эллинской мифологии.
2. Мифологические герои Древней Эллады: Геракл, аргонавты, Орфей, Персей и т.д.
3. Гомеровский эпос – черты жанра и его становление.
4. Образы богов и способы их характеристики в «Илиаде».
5. Образ Ахиллеса в «Илиаде».
6. Образ Гектора и его место в «Илиаде».
7. Сюжет и композиция «Илиады».
8. Сюжет и композиция «Одиссеи».
9. Образ Одиссея в гомеровском эпосе.
10. Возникновение древнегреческой лирики. Поэзия Архилоха.
11. Лирика Лесбоса: поэзия Алкея и Сафо.
12. Анакреонт и анакреонтика.
13. Творчество Катулла и Овидия.
14. Вергилий и Гораций.
15. Своеобразие литературы и культуры средних веков.
16. Рыцарская поэзия Прованса. Основные мотивы и жанры лирики трубадуров. Наиболее известные поэты-трубадуры.
17. Средневековый рыцарский роман.
18. Роман о Тристане и Изольде – один из образцов рыцарского романа.
19. Лирика вагантов: художественный мир, темы.
20. Поэзия Франсуа Вийона.
21. Жизнь Данте Алигьери, книга лирики «Новая жизнь».
22. «Божественная комедия» Данте: композиция, жанр, источники, стих, язык.
23. Принципы устройства Дантова Ада.
24. Франческо Петрарка «Книга песен»: история создания, героиня, композиция.
25. Боккаччо «Декамерон». История создания, основные циклы новелл, темы, сюжеты.
26. История создания романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», его источники, основные темы, проблемы, сюжеты, идеи романа.
27. Положительная программа Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль». Проблема воспитания и образования. Образы королей-великанов.
28. Телемская обитель в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»: представление автора об идеальном общественном устройстве.
29. Поэзия «Плеяды». Творчество Пьера Ронсара.
30. Замысел, композиция и жанровое своеобразие романа Сервантеса «Дон Кихот».
31. Философский смысл образа Дон Кихота. Дон Кихот и «донкихотство».
32. Вечные спутники: Санчо Панса и Дон Кихот.
33. Уильям Шекспир «Сонеты»: структура и лирические герои цикла.
34. Поэзия Роберта Бернса.
35. Роман Даниэля Дэфо «Робинзон Крузо».
36. Роман Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера».
37. Французское Просвещение: Вольтер, Дени Дидро, Жан Жак Руссо.
38. Философская повести Вольтера «Кандид».
39. Баллады Фридриха Шиллера и Иоганна Вольфганга Гете.
40. Иоганн Вольфганг Гете «Страдания юного Вертера».
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА
ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
Раздел, тема |
Учебный план, часов |
|||
Аудиторные занятия |
Самостоя- тельная работа |
Итого по теме |
||
лекции |
практи- ческие |
|||
Раздел 1. Античная литература: Древняя Греция и Древний Рим |
||||
1.1. Древнегреческий эпос |
– |
2 |
2 |
4 |
1.2. Древнегреческая лирика |
2 |
– |
– |
2 |
1.3. Литература Древнего Рима |
2 |
– |
– |
2 |
Раздел 2. Литература эпохи Средневековья |
||||
2.1. Становление литературы европейского Средневековья |
2 |
– |
– |
2 |
2.2. Рыцарская литература: поэзия Прованса, рыцарский роман |
2 |
– |
– |
2 |
2.4. Городская литература Средневековья: поэзия вагантов |
– |
2 |
2 |
4 |
Раздел 3. Флоренция – колыбель европейского Возрождения. Три великих флорентийца: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо |
||||
3.1. Творчество Данте |
– |
2 |
2 |
4 |
3.2. Развитие ренессансной культуры в Италии. Творчество Петрарки |
2 |
– |
– |
2 |
3.3. Творчество Джованни Боккаччо |
2 |
– |
– |
2 |
Раздел 4. Литература Франции, Испании, Англии эпохи Возрождения |
||||
4.1. Франсуа Рабле и его роман «Гаргантюа и Пантагрэль» |
– |
2 |
2 |
4 |
4.2. Творчество поэтов «Плеяды» |
2 |
– |
– |
2 |
Окончание таблицы
Раздел, тема |
Учебный план, часов |
|||||
Аудиторные занятия |
Самостоя- тельная работа |
Итого по теме |
||||
лекции |
практи- ческие |
|||||
4.3. Возрождение в Испании. Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот» |
– |
2 |
2 |
4 |
||
4.4. Литература Англии эпохи Возрождении: Томас Мор «Утопия», Уильям Шекспир «Сонеты» |
2 |
– |
– |
2 |
||
Раздел 5. Литература Англии XVII–XVIII: Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера», Даниэль Дэфо «Робинзон Крузо», поэзия Роберта Бернса |
||||||
5.1. Развитие просветительских тенденций в английской литературе. Даниэль Дэфо |
2 |
– |
– |
2 |
||
5.2. Роман Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» |
– |
1 |
2 |
3 |
||
5.3. Поэзия Роберта Бернса |
– |
1 |
– |
1 |
||
Раздел 6. Литература эпохи Просвещения (Франция, Германия) |
||||||
6.1. Своеобразие литературы Просвещения (классицизма) |
1 |
– |
– |
1 |
||
6.2. Филосовская повесть Вольтера «Кандид» |
1 |
– |
– |
1 |
||
6.3. Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) и Фридрих Шиллер (1759-1805) |
– |
2 |
2 |
4 |
||
Всего |
20 |
14 |
14 |
48 |
||
IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Экзамен в 1-м семестре.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Художественная литература
Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции.
Гомер. Илиада (пер. Н. Гнедича).
Гомер. Одиссея (пер. В. Жуковского).
Архилох, Алкей, Сафо, Анакреонт // Античная литература: Греция: Антология. Ч.1. М., 1989 (либо любое другое издание).
Катулл, Овидий, Вергилий, Гораций // Античная литература: Рим: Антология. М., 1988 (либо любое другое издание).
Овидий. Наука любви. Метаморфозы