Поиски ориентиров
В городе Екатеринбурге, одном из самых крупных промышленных и культурных центров России, который находится на границе двух материков, Азии и Европы, в июне 2009 г. прошёл саммит Шанхайской организации Сотрудничества.
Политики и экономисты Китая, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Белоруссии и России говорили о волнующих наши народы проблемах.
Вопросы национальных культур и, конкретно, вопросы обучения и подготовки будущих театральных творцов не менее важны и интересны для наших народов. Руководитель кафедры сценической речи профессор А.В. Блинова и педагоги кафедры ЕГТИ выразили желание более внимательно вглядеться в проблемы сохранения традиционных ценностей национальных культур и обозначить новые плодотворные или наоборот разрушительные тенденции современного театрального искусства. Было решено провести в ЕГТИ Международную конференцию по этим проблемам.
Всероссийские конференции и лаборатории педагогов по сценической речи кафедра под руководством профессора Азалии Всеволодовны Блиновой проводит систематически. В этом году были приглашены представители стран ШОС. Гости из Таджикистана, Казахстана и Киргизии не выезжали в Россию около 30-ти лет. Такая разъединенность театральных педагогов разных школ может оказаться губительной для предмета, которым они занимаются.
Слово, речь - одно из ведущих средств воздействия в театральном пространстве. Каковы тенденции развития слова, авторского текста в современном театре? Существует ли взаимодействие текста классического и современного? Как относиться к ненормативной лексике в современной прозе, поэзии и драматургии? Стоит ли на занятиях по сценической речи брать в работу суперсовременных авторов или ограничиться классическими?
Эти и многие другие вопросы были рассмотрены на Международной конференции: «Речь на сцене. Классические и современные тексты», которая состоялась в Екатеринбургском государственном театральном институте с 24 по 28 октября.
Время подвести итоги.
На конференции шёл разговор о современном лексическом состоянии русского языка, большом количестве ненормативной лексики в бытовой речи и произведениях литературы и искусства, о речи, отражающей разорванность сознания современного человека.
Открытие конференции состоялось в Доме актёра 25 октября.
Прозвучали приветственные выступления:
Председателя Свердловского отделения СТД России В.В. Мишарина,
Директора Свердловского академического театра музыкальной комедии М.В. Сафронова,
Проректора ЕГТИ по учебной работе, доцента А.Ф. Бадаева,
Зав. кафедрой сценической речи ЕГТИ, профессора А.В. Блиновой,
Доцента РАТИ О.А. Васильевой,
Старшего преподавателя СПбГАТИ В.Н. Кустова.
Один из дней конференции был посвящен вопросам научно-методического характера.
Темы выступлений:
· «Эстетические и этические пределы современных авторов. Доклад зав. кафедрой культуры и искусства речи Кемеровского государственного университета культуры и искусств, кандидата культурологии, доцента В.В. Чепуриной.
· «Тексты современных авторов, как контркультурный феномен». Доклад кандидата искусствоведения, профессора кафедры культуры и искусства речи Кемеровского государственного университета культуры и искусств Н.Л. Прокоповой.
· «Современное состояние русской лексической системы». Доклад кандидата филологических наук, старшего преподавателя Уральского государственного университета М.В. Дудоровой.
· «Мультидисциплинарный подход к объективной диагностике театральных речевых технологий». Выступление зав. кафедрой сценической речи Пермского государственного института искусств и культуры, доцента И.В. Максимовой.
· «О технике «вербатим» в современной драматургии». Выступление доцента кафедры истории искусств ЕГТИ Н.Г. Щербаковой.
· «Современные тексты в театральной школе. Pro & Contra». Выступление доцента кафедры сценической речи ЕГТИ Т.Б. Перминовой.
· «Тексты классические и современные в театральной школе. Процентное соотношение». Выступление зав. кафедрой сценической речи ЕГТИ, профессора А.В. Блиновой.
Интересен был разговор о новых словарях, вызвавших ранее негативную реакцию средств массовой информации. Профессор ЕГТИ А.В. Блинова и старший преподаватель УрГУ М.В. Дудорова отметили актуальность фундаментальных словарей, впервые изданных за последние 50 лет. Словари отразили изменения, произошедшие в речи в этот период. Словарь – не божественное откровение, он издаётся людьми и, конечно же, отражает индивидуальное мнение авторов, но авторов высокопрофессиональных и компетентных. В составлении словарей участвовали не только головные институты русского языка, но также проводились консультации со многими кафедрами русского языка университетов России.
На практических занятиях педагога Новосибирского государственного театрального института О.Ю. Моргун был показан логопедический массаж с применением нового инструментария. Педагоги-речевики отмечают массовые логопедические проблемы среди детей и молодёжи: неверное произношение звуков «р», «л», «ж/ш», «ч», «ц», «с/з» и других.
Чрезвычайный интерес участников конференции вызвала встреча с Н.В. Колядой и его учениками-представителями школы Уральской драматургии в помещении «Коляда-театра». Как всегда Николай Владимирович провёл встречу креативно. Разговор о развитии современной драматургии, сопровождался показом работ его учеников (II курс «Артисты драматического театра и кино» заочного отделения). Присутствующих обрадовало высказывание Николая Коляды, поддержанное Олегом Богаевым, что ненормативная лексика всё реже и реже используется в речи их персонажей, и они находятся в поиске других языковых средств. Посещение спектаклей «Коляда-театра» и «Суп-театра», поедание борща, приготовленного самим Н.В. Колядой, – всё было ново для участников конференции.
На следующий день были показаны практические работы студентов театральных вузов России, Таджикистана и Казахстана:
· Юрий Мамлеев «Дневник молодого человека» - Красников Иван, студент IV курса квалификации «Режиссёр драмы» Пермского государственного институт искусств и культуры . Педагог по речи С.С. Коршева.
· Басни из моноспектакля «Лев, лиса и виноград» по басням Эзопа – Абдулкайсов Шерали, зав. кафедрой мастерства актёра Таджикистанского государственного института искусств.
· Джалолиддин Руми, речевая работа – Раджабов Фаридун, студент IV курса ТГИИ.
· Монолог «Хонум Бовари» – Мигулова Ширинмо, студентка V курса ТГИИ.
· Композиция из народного эпоса «Сказание о батырах» – Сагынаев Нурман, Сабитов Максат, студенты IV курса Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова. Руководитель постановки – профессор Дарига Туранкулова.
· Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» – Соколова Екатерина, студентка III курс ЕГТИ. Педагог по речи Т.М. Сушкова.
· Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством» – Чупин Алексей, студент III курс ЕГТИ. Педагог по речи Т.М. Сушкова.
· Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» – Ибрагимова Ирина, студентка IV курса Башкирской государственной академии искусств. Педагог по речи, профессор Р.Х. Лощенкова.
· Мустай Карим «Вспоминая Бабича» – Исмагилова Гульмира, студентка II курса Башкирской государственной академии искусств. Педагог по речи З.Х. Хусаинова.
· А.П. Чехов «Ах, зубы», И.А. Бунин – Ольга Билан, Екатерина Латыпова, Антон Ковалёв, Тамара Евстигнеева, студенты Челябинской академии культуры и искусств. Педагог по речи Л.В. Назарова.
· Борис Рыжий. Стихи, – студенты II курса ЕГТИ, худ. рук. А.В. Блинова.
· Речевой коллаж «Три А» - Насенков Александр, Кондратьев Андрей, Козин Артур, студенты II курса квалификации «Артист драматического театра и кино» СПбГАТИ. Педагог по речи В.Н. Кустов.
· Спектакль «Дыхание любви» по мотивам рассказа А.П. Чехова « Дама с собачкой» - 4 курс ЕГТИ, худ. рук. курса доцент Е.Г. Царегородцева.
· Спектакль М. Андерсон «Играем по-шведски» - 4 курс ЕГТИ, худ. рук. курса профессор В.И. Марченко.
В задачу конференции не входило окончательное решение вопроса о выборе текстов для работы со студентами. Классические тексты – основа обучения, но полный отказ от современной прозы, стихов, драматургии привёл бы к отрыву от современного мира. Всё новое в искусстве всегда воспринимается с трудом, но со временем то, что пугало современников для будущих поколений может стать классикой. Всё зависит от таланта автора. Басни Эзопа, прочитанные Абдулкайсовым Шерали из Таджикистана, казахский эпос, тексты Хармса, проза М. Мамлеева и стихи Бориса Рыжего – всё было интересно для участников конференции.
Проведённый анализ процентного соотношения текстов, вынесенных на весеннюю сессию 2008-2009 учебного года, показал, что авторы трёх последних десятилетий по-существу отсутствуют в экзаменационных программах.
Программа конференции была разнообразна и включала в себя научные и методические доклады, мастер-классы, практические показы работ со студентами, встречу с молодыми представителями школы Уральской драматургии, просмотр дипломных спектаклей, круглые столы и т.д.
Педагоги разъехались обогащенные новыми идеями, с благодарностью отзываясь о времени, проведённом в Екатеринбурге.
Пресса о конференции:
Вечерний Екатеринбург: http://ur-ra.ru/sc/pub_ve.php?pub_select=4389
Уральский рабочий: http://ur-ra.ru/sc/pub_ur.php?pub_select=4904
Инетрнет портал Е1: http://www.e1.ru/news/spool/news_id-310838-section_id-1.html
Интернет портал Weburg: http://weburg.ru/news/17043
Информационно-аналитический портал АПИ: http://www.apiural.ru/culture/?art=54991
Современный портал Екатеринбурга 66.ru: http://www.66.ru/news/actions/50016/
Новости Екатеринбурга Лента66.ru: http://www.lenta66.ru/actions/2009/10/20/50016/